Фотосъемка пейзажа


Линейное построение снимка (часть вторая) - часть 2


Боковые точки схода и в этом случае тоже находятся на линии горизонта, но расположены за рамкой изображения (рис. 3).

Рис. 2. Схемы изменения перспективных соотношений при перемене места наблюдения
Рис. 2.

Схемы изменения перспективных соотношений при перемене места наблюдения

Рис. 3. Схема перспективы при двух точках схода
Рис. 3.

Схема перспективы при двух точках схода

При перемещении точки наблюдения по горизонтали точка схода также соответственно смещается вправо или влево. Если точка наблюдения перемещается по вертикали, то линия горизонта, оставаясь на уровне глаз человека, тоже перемещается; одновременно перемещается и точка схода.

Таким образом, перемена точки наблюдения ведет к изменению линейной перспективы изображения. При верхней точке наблюдения линия горизонта и точка схода поднимутся вверх, в кадре будет хорошо видно взаиморасположение предметов, но они окажутся как бы прижатыми к земле. При нижней точке наблюдения линия горизонта и точка схода опустятся, объекты съемки, находящиеся на близком расстоянии от аппарата, отчетливо выделятся на фоне неба. Они станут как бы выше, мощнее, значительнее.

На схемах рис. 2 кружок означает точку наблюдения сверху, в середине и снизу — точку схода и точку прохождения главной оптической оси объектива при фотосъемке; горизонтальная линия обозначает линию горизонта пейзажа.

Средний ряд схем по вертикали показывает изменение перспективных соотношений при центральной точке наблюдения. Все эти схемы строго симметричны.

Левый ряд схем передает изменение перспективных соотношений при смещении точки наблюдения влево.

Правый ряд схем показывает изменение перспективных соотношений при смещении точки наблюдения вправо.

В правом и левом вертикальных рядах симметрия отсутствует.

При верхней точке наблюдения во всех схемах верхнего ряда объекты хорошо просматриваются, но кажутся прижатыми к земле, при нижней точке наблюдения во всех схемах нижнего ряда объекты четко видны на фоне неба.

Поэтому, если необходимо показать пространство, протяженность объекта в глубину, взаиморасположение отдельных частей пейзажа, следует выбрать для съемки верхнюю точку; если же решено сосредоточить внимание зрителя на первом плане, то правильной точкой съемки будет нормальная или нижняя.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин