Очень часто в пейзаже, представляющем случайное, хаотическое сочетание беспорядочно расположенных линий (), можно найти кадр, заслуживающий внимания (). В этом случае карандашный набросок схемы линейной композиции кадра (рис. 1) поможет фотолюбителю разобраться в композиционных линейных сочетаниях.
![]() |
![]() |
Фотo 14. Фотоэтюд |
Фотo 15. Ручей в лесу |
Прежде всего, фотолюбитель обратит внимание на то, что для четкости композиции изображения требуется несколько основных линий, определяющих простой и поэтому легко воспринимаемый рисунок. Он убедится, что в основе линейной композиции лежит не огромное количество разнообразных линий и предметов, а что-то одно, существенно важное, что составляет смысловой и зрительный центр изображения.
Рис. 1.
Карандашный набросок схемы линейной композиции кадра
Таким образом, в поисках точки съемки начинающему фотолюбителю полезно делать предварительные карандашные наброски композиционных построений и схем с разных точек наблюдения, чтобы, сравнивая их, отобрать лучшую. Сравнение зарисованных линейных построений не только выявит лучший вариант линейного построения снимка, но покажет и особенности перспективы, поможет ее изучить, что необходимо фотолюбителю-пейзажисту для быстрой ориентировки при выборе точки съемки и успешной работы. Благодаря перспективе отчетливо воспринимается глубина пространства, расстояние от точки съемки до предметов, взаимное расположение элементов композиции.
Перспективой называется кажущееся изменение величины предметов в зависимости от их удаления от зрителя и перемены места наблюдения.
Кажущееся уменьшение величины предметов с увеличением расстояния до них в особенности заметно на объектах одного размера. Например, мачты линии высокого напряжения у горизонта кажутся ниже и тоньше, а параллельно подвешенные провода на них, идущие по направлению взгляда наблюдателя, как бы сходятся в одной точке на линии горизонта. Эта точка называется главной точкой схода (рис.2). На изображении могут быть и две точки схода, если объект расположен под углом к зрителю.