Фотосъемка пейзажа

       

Линейное построение снимка


Наметив для съемки пейзаж по выбранной теме, фотолюбитель решает вопрос о границах изображения, вертикальном, горизонтальном или квадратном формате, о расположении отдельных элементов композиции, их взаимной связи, освещении и т.д., то есть обдумывает композицию будущего снимка.

Выбор точки съемки при фотографировании во многом определяет композицию кадра и может быть значительно облегчен, если применить для этой цели рамку-видоискатель с широкими черными полями.

Рамка-видоискатель изготовляется следующим образом. В середине куска прочного картона делают прямоугольный вырез с соотношением сторон, соответствующим пропорциям получаемого изображения, то есть при формате изображения 24х36 мм или 6х9 мм соотношение сторон рамки-видоискателя берется 2:3; при формате изображения 6х6 см - 1:1 и т.д. Если сделать вырез 6х9 см, то общий размер картона может быть примерно 16х20 см.

Это простейшее приспособление поможет фотолюбителю отобрать в пейзаже ту его часть, которая дает основу для композиционного решения снимка.

Изменяя положение точки наблюдения по вертикали и горизонтали, поворачивая рамку-видоискатель и направляя ее в разные стороны, удаляя или приближая к глазу, можно найти такое ее положение, при котором отдельные элементы пейзажа гармонично располагаются в кадре в определенной взаимосвязи, а содержание снимка выражается в законченной изобразительной фотографической форме.

В поисках точки съемки фотолюбитель должен глубоко продумать композиционное построение кадра, ограниченного рамкой видоискателя.

На примерах съемки в Петродворце можно проследить изменение пейзажа в зависимости от выбора точки съемки. дает полное представление об основной группе фонтанов парка, снятых с нижней точки. показывает те же фонтаны, но с верхней точки съемки. На мы видим новую композицию благодаря смещению верхней точки съемки влево по горизонтали. показывает часть снимаемого объекта крупным планом. Это достигнуто приближением точки съемки к объекту.

Фотo 6.



Центральный ансамбль парка в Петродворце

Фотo 7.

Морской канал и центральные фонтаны парка в Петродворце

Фотo 8.

Центральная часть нижнего парка в Петродворце

Фотo 9.

Фонтан "Самсон" в Петродворце

<
В кадр следует включать объекты зрительно интересные, выразительные по форме и освещению и непременно раскрывающие содержание снимка. Красивость сама по себе не может наполнить фотографию содержанием. Хорошо освещенные, но второстепенные объекты не должны находиться у самого края кадра, так как они отвлекают внимание зрителя от главного в снимке и, следовательно, нарушают цельность композиции.

При выборе точки съемки рамку видоискателя следует располагать так, чтобы основной объект изображения был четко виден в кадре и рассматривался, прежде всего, а воображаемые линии, очерчивающие группы деревьев, кустов, зданий, границы берегов реки или пруда и пр., образовывали простую линейную схему, создающую определенный порядок в кадре (фото 10).



Фотo 10. На Урале

Для облегчения выбора точки съемки можно рекомендовать начинающим фотолюбителям делать в блокноте схематические наброски построения кадра с различных мест наблюдения и, сопоставляя их, выбирать точку максимально выразительную. Иногда достаточно отойти немного дальше, и однообразный пейзаж смотрится совсем иначе благодаря включению в кадр первого плана, создающего новое линейное построение.

Таким образом, переходя с одного места на другое и пользуясь рамкой-видоискателем, можно найти лучшую точку съемки на основе простой, четкой, понятной схемы композиции, в которой выразительно выделяется смысловой центр снимка.

, 12, 13 являются вариантами одного пейзажного мотива, различно решенного по композиции. Композиция построена на горизонталях: основная линия — это линия горизонта, проходящая через весь кадр, параллельно ей идут линия дальнего леса, линия стогов сена, линия вытянутых в длину облаков. Отход на несколько метров назад () позволил включить в кадр спускающиеся ветви березы, что создало известную глубину пространства на снимке, но широкие просторы, переданные на , при такой композиции как будто сократились. Точка съемки , еще более удаленная, совершенно видоизменила изображение: спускающиеся ветви березы ушли на более дальний план, внимание зрителя задерживается, прежде всего, на стволах берез, а просторы пейзажа заняли второстепенное место на снимке.

Фотo 11.

Фотоэтюд
Фотo 12.

Фотоэтюд
Фотo 13.

Фотоэтюд

Содержание раздела