Фотосъемка пейзажа

       

Практика съемки пейзажа


Для съемки пейзажа наиболее удобен фотоаппарат небольшого габарита и массы. Распространенные среди любителей малоформатные аппараты дают хорошие результаты, в особенности, если приобрести к ним дополнительные объективы с различными фокусными расстояниями — 3,5; 8,5; 13,5 см. Сменные объективы облегчают выбор кадра и обеспечивают высокое качество снимков.

Угловое поле объектива с фокусным расстоянием 35 мм или меньше позволяет фотографировать малоформатной камерой объекты вблизи, когда нет возможности отойти назад или когда надо показать главную деталь объекта крупно, сохранив во всех подробностях окружающий пейзаж ().

Особенно часто требуется объектив с большим фокусным расстоянием, когда нет возможности подойти ближе к объекту съемки, когда требуется выделить крупным планом главную часть пейзажа или показать объект во весь кадр без нарушения перспективных соотношений.

Таким образом, минимальный комплект из трех объективов с фокусными расстояниями 3,5, 8,5 и 13,5 см и соответствующий набор светофильтров различных плотностей и цвета, безусловно, необходимы для успешной работы фотолюбителя при фотографировании разнообразных пейзажей.

Фотоаппарат, объективы, светофильтры, бленды, заряженные кассеты и другие принадлежности рекомендуется носить в удобном портативном футляре с отделениями для каждой вещи. Часто бывает нужен устойчивый штатив для работы в неблагоприятных условиях освещения или при необходимости точной установки кадра и выжидания момента съемки. Фотолюбителю следует иметь также штативную шаровую головку, которая позволяет быстро установить фотоаппарат в правильное рабочее положение.

Выбрав пейзаж по намеченной теме, определив точку съемки и границы кадра будущего снимка с помощью рамки-видоискателя, фотолюбитель должен провести техническую подготовку, прежде чем приступить к фотографированию.

Фотоаппарат устанавливается в рабочее положение в найденной точке; границы кадра определяются подбором сменных объективов с проверкой их по видоискателю. Если сменных объективов нет, то придется кадрировать снимок при печатании. Совершенно точная установка фотоаппарата без наклона его вверх или вниз при съемке пейзажа необязательна, если в снимаемом пейзаже нет близко расположенных к фотоаппарату архитектурных объектов. Иногда съемка при значительном наклоне фотоаппарата придает особый смысл пейзажу, акцентируя внимание зрителя на первом плане.

На акцент сделан на паровоз, а на - на распаханную целину.

Для фотолюбителя может быть интересен особый вид съемки пейзажа — панорама. Панорамой можно показать окружающую природу в ряде снимков, сделанных последовательно один за другим и склеенных так, что каждый из них составляет продолжение предыдущего. Панорама может состоять из двух или более снимков. Основная трудность при такой съемке заключается в том, что при установке на штатив фотоаппарат не должен иметь никаких уклонов. Только при этом условии панорама сойдется, то есть все снимки, составляющие ее, подойдут точно один к другому.

Для съемок панорам очень удобна панорамная штативная головка, которая состоит из круглого основания и подвижной конусной части с шаровой головкой, имеющей винт для установки фотоаппарата. Конусную часть головки можно поворачивать на 360° и закреплять в любом положении. Она имеет разметку на градусы, которые отсчитываются по отметке на основании штативной головки; это основание неподвижно укрепляется на штативе штативным винтом. Разметка головки на градусы позволяет установить предел поворота фотоаппарата для каждого снимка пейзажа-панорамы, для чего нужно знать угол изображения объектива в зависимости от вертикального или горизонтального формата снимков, составляющих панораму. При съемке каждого последующего кадра следует поворачивать фотоаппарат на соответствующий угол. Так как все снимки должны немного перекрывать друг друга, что необходимо для точного соединения их в панораму, подвижную часть панорамной головки нужно поворачивать на угол, немного меньший угла изображения объектива.

Применение широкоугольных объективов при съемке панорам не рекомендуется, так как это значительно усложняет работу по установке фотоаппарата; кроме того, здесь неизбежны некоторые искажения по краям кадра, что затрудняет соединение снимков.

После установки фотоаппарата в рабочее положение нужно произвести наводку на фокус по шкале объектива или по изображению на матовом стекле. Нерезкость первого плана всегда производит неприятное впечатление, поэтому, устанавливая фокус на основную деталь объекта, объектив диафрагмируют с таким расчетом, чтобы первый план оказался по возможности резким.

Незначительное фокусное расстояние объективов малоформатных фотоаппаратов обеспечивает почти во всех случаях съемки пейзажа необходимую глубину резкости. Однако часто такая резкость по всей глубине снимка совершенно не нужна, так как при этом снижается живописность снимка, пейзаж становится безжизненным.



Можно рекомендовать особый прием наводки на фокус объектива по шкале глубины резкости, которым наибольшая четкость изображения переносится на основной объект и на объекты переднего плана, а все дальние предметы немного выводятся из фокуса. Таким образом сохраняется многоплановость снимка.

Предположим, что при съемке малоформатным фотоаппаратом с объективом, имеющим фокусное расстояние 5 см и относительное отверстие 1:3,5, основной объект находится на расстоянии 10 м, объекты переднего плана расположены близко - на расстоянии 2,5 м.

Подбором расстояний и диафрагм по шкале глубины резкости объектива находим, что при диафрагме 12,5 главный объект и передний план совершенно резки, а дали передаются в некоторой нерезкости. Расстояние до плоскости наводки на фокус по шкале глубины резкости оказывается равным 4 м, диафрагма - 12,5. При этих данных и производится съемка.

Современные высокосветосильные объективы посредством их диафрагмирования позволяют в широких пределах подчеркнуть пространственную перспективу изображения. В практической работе особенно удобны малоформатные зеркальные фотоаппараты, которые дают возможность визуально быстро решить на крупном изображении в окне видоискателя наиболее выразительный предел диафрагмирования.

С большой осторожностью нужно пользоваться светофильтрами, чтобы не уничтожить воздушную перспективу и не получить на снимке небо слишком мрачным.

Качество современных негативных материалов, в частности их цветочувствительность, настолько высокое, что во многих случаях съемки светофильтр оказывается ненужным. Если в пейзаж не включено небо, светофильтр дает незначительный результат, а при низком вечернем солнце применение плотного светофильтра вызывает резкое увеличение контраста изображения.

Для снижения фотографической яркости неба нужно иметь желтые светофильтры. При съемке зимнего пейзажа действие светофильтра скажется более всего в тенях на снегу, так как они освещены голубым светом неба.

Желтые светофильтры, снижая яркость голубого неба на снимке, выделяют облака и зеленую листву деревьев в летнем пейзаже, но одновременно ослабляют дымку далей. Плотные желтые и оранжевые светофильтры уничтожают тональную перспективу пейзажа, облачное небо становится мрачным.

Последний технический вопрос перед моментом фотографирования - определение правильной экспозиции. Мы остановимся лишь на основных принципах положительного значения экспозиции при съемке пейзажа. Отдельные элементы пейзажа освещены различно, имеют разную яркость, и найденная средняя экспозиция может быть для одних участков пейзажа велика, а для других — недостаточна. Частично экспозиция при съемке выравнивается светофильтрами, а в процессе проявления негатива — выравнивающим проявителем. Наиболее точной экспозиции требует главная часть снимка — его смысловой центр.

Вместе с тем необходима проработка деталей и в теневых участках пейзажа, поэтому очень часто найденную экспозицию приходится несколько увеличивать для лучшей проработки теней.

Таким образом, силуэтный снимок на фоне заката или снимок, показывающий фактуру освещенного снега, требует экспозиции по светам, а для лесного пейзажа с глубоким и затененным дальним планом или для пейзажа, освещенного встречным светом, нужно определять экспозицию по теням и применять для съемки негативный материал с достаточно большой фотографической широтой. В зависимости от того, как определена экспозиция, изменяется и контраст изображения. Следовательно, сама экспозиция существенным образом влияет на художественное качество снимка. В случае большого интервала яркостей в освещении пейзажа рекомендуется делать гарантийные снимки с разными выдержками.

При съемках динамичных моментов в пейзаже — быстро движущихся людей, животных, ветвей деревьев при сильном ветре и др. — требуются выдержки значительно более короткие, в особенности, если движущиеся объекты находятся на первом плане.

Однако большая скорость затвора, обеспечивающая полную техническую резкость движущегося объекта, не всегда бывает необходима для художественной выразительности снимка. Быстро мчащийся по дороге автомобиль или мотоцикл, сфотографированный на фоне пейзажа с предельной скоростью затвора фотоаппарата, будет казаться стоящим на месте, так как ни в чем не заметно его движения: даже колеса, имеющие на снимке полную резкость, кажутся не вращающимися, так как на изображении можно различить каждую их деталь. В этом случае высокие скорости затвора приведут к искажению фотоизображения, и только небольшая смазанность быстро движущегося мотоцикла сделает снимок правдивым и впечатляющим. Динамику в пейзаже можно передать с большим успехом и другим изобразительным приемом — показом быстро движущегося объекта в полной резкости и некоторой смазанностью фона — пейзажа, избранного для съемки (так называемая съемка с проводкой). В этом случае в видоискатель фотоаппарата наблюдают за движущимся объектом заранее и не выпускают его из поля зрения до того момента, как он войдет в границы кадра, совместится с найденным пейзажем, и тогда производят съемку.

Для съемки динамичных моментов необходим высокочувствительный негативный материал с большой фотографической широтой, иначе невозможно применение светофильтров и нужное диафрагмирование объектива.

Пейзажи с водопадами, фонтанами, морским прибоем требуют не слишком короткой выдержки, чтобы вода не казалась застывшей массой. Хорошие результаты получаются при выдержках от 1/15 до 1/60 сек, в зависимости от характера объекта и его расстояния до точки съемки. В этих пределах выдержки сделано фотo 9.

Съемка пейзажей, показывающих праздничный салют с быстро движущимися ракетами в ночном небе, тоже не должна производиться с короткими выдержками, так как при этом пропадает эффект зрелища. Необходима выдержка, выражающаяся в секундах, чтобы на снимке был виден весь след огненного пути каждой ракеты и ее разрыв в темном небе, а также проработаны все детали объекта, составляющие снимок.

Взятый в кадр передний план может быть по экспозиции силуэтным, это подчеркивает яркость и блеск праздничных огней.

Выбранный фотолюбителем вариант освещения пейзажа технически должен быть передан на снимке предельно выразительно, это достигается правильной экспозицией при съемке. Правильная экспозиция определяется и творческой установкой фотолюбителя и светотехническими условиями съемки.

Величина экспозиции зависит от многих причин. Географическое положение места съемки, время года, время дня, состояние погоды, характер освещения (мягкое, контрастное) и самый сюжет (преобладание светлых или темных участков в кадре), светочувствительность негативного фотоматериала, светосила объектива — все эти условия имеют большое значение при определении экспозиции. Так, например, в высоких широтах Арктики или на вершинах гор, где актиничность света чрезвычайно велика, фотосъемка возможна при значительно меньшей экспозиции, чем в средней полосе страны. Как правило, более южные широты позволяют пользоваться меньшей экспозицией.

Если в кадре значительную часть занимает небо, море или снежный пейзаж, необходимо экспозицию уменьшить. Применяя светофильтр, надо учитывать его кратность и соответственно увеличивать экспозицию. Однако субъективная оценка освещения не дает верного определения экспозиции.

Фотолюбитель может получить удовлетворительный негатив главным образом за счет фотографической широты материала. Повторение съемки с тремя-четырьмя различными экспозициями поможет в этом случае, и фотолюбитель выберет полноценное изображение из дублированных кадров.

Достаточный в практической работе приблизительный расчет экспозиции можно сделать по таблицам, которые приведены в каждом учебнике фотографии. Эти таблицы, а также табличные экспонометры составлены на основе учета условий освещения и сюжетов съемки, светосилы объектива и светочувствительности негативного материала. Расчетные таблицы и экспонометры в известной степени ориентируют фотолюбителя в определении экспозиции и могут быть рекомендованы начинающим практическую съемку.

Лучшим прибором для определения экспозиции следует считать фотоэлектрический экспонометр.

Техническая подготовка к фотосъемке, как наиболее простая во всей работе, должна быть проведена уверенно и достаточно быстро, так как иногда даже небольшая задержка может привести к срыву съемки. Движущиеся объекты непрерывно меняют положение, в связи с чем может нарушиться первоначально намеченная композиция снимка, его характер, настроение. Ярким примером необходимости оперативности в технической подготовке к съемке может служить фотo 10. В этом случае совершенно незначительная задержка привела бы к полной неудаче съемки хорошо задуманного сюжета, так как в последующие моменты паровоз вышел бы из кадра, а поезд без паровоза вызвал бы только недоумение зрителя.

Лучшим временем для съемки пейзажа справедливо считают утренние и вечерние часы, когда солнце дает боковые тени, усиливающие впечатление глубины пространства и объемности объектов съемки. Только для фотографирования при встречном свете более благоприятным оказывается высокое положение солнца. Этот характер освещения позволяет производить съемку и при положении солнца в зените, когда встречный свет сохраняет свой эффект и когда защита линз объектива от вредного действия солнечных лучей надежно осуществляется блендой.

Момент съемки требует от фотолюбителя напряженного внимания. В этот короткий момент, измеряемый часто долями секунды, еще раз быстро проверяется и утверждается общая композиция снимка, его линейное, пространственное, динамическое, световое построение. Часто бывает необходимо повторить съемку, чтобы иметь дубликат или гарантировать себя от случайностей. Оперативность в работе поможет и в этом случае, но она не должна переходить в поспешность, которая обычно приводит к неудаче.

Внимательная творческая и техническая подготовка к работе облегчает съемку, делает ее уверенной и качественной.



Содержание раздела