ФОТОТЕОРИЯ - Эстетика фотографии

       

БИЛЛ БРАНДТ: Форма и свет





Билл Брандт занимался и документальной, и пейзажной, и портретной съемкой, но, вероятно, наибольшую известность ему принесли весьма оригинальные, искаженные изображения. Его фотографии схематичны и зачастую мрачноваты, им свойственна явная графическая направленность.

Брандт постигал основы фотомастерства, работая в Париже ассистентом художника-сюрреалиста и фотографа Мана Рэя. В 30-х годах он вернулся в Англию и, находясь под влиянием таких фотографов, как Картье-Брессон, посвятил себя репор-тажной съемке.

В своих работах Брандт запечатлел годы великой депрессии и Лондон времен «Битвы за Англию», но затем отошел от социального репортажа и обратился к пейзажам, обнаженной натуре, портретам. В начале 40-х годов он увлекся старым павильонным фотоаппаратом из дерева, на который установил один из первых сверхширокоугольных объективов. Оптические искажения, возникающие при крупноплановой съемке таким объективом, в сочетании с предельной глубиной резкости навели Брандта на мысль о возможности получения необычного изображения. Он начал со съемок в интерьере; позже, используя современные фотоаппараты и объективы, он перенес место съемок на берег моря и часто сопоставлял грубую фактуру песка и скал с плавными линиями женского тела.

В личных взглядах на фотографию Брандт выступает в некотором смысле антиподом своего современника Картье-Брессона. Брандта не назовешь консерватором: он располагает объект по своему усмотрению, использует дополнительное

освещение, например вспышку, добивается оптического искажения, если считает, что фотография выигрывает от этого. Он даже не против специальных приемов печати и ретуши и готов изменить тональный контраст снимка, который уже был представлен на суд зрителей.

За долгие годы иной стала не только тематика работ, но и творческая манера Брандта. Поначалу он натуралистично показывал игру света и тени в тончайших тональных переходах. Сегодня, заново печатая старые кадры, он стремится избавиться от мягких полутонов и придать изображению жесткую графичность. Все чаще он применяет высококонтрастную фотобумагу, добивается густой черноты теней и яркости светлых участков, приносит реализм и четкость деталей в жертву выразительности рисунка и композиции.



Содержание раздела