Фотографирование детей

       

Настроение и атмосфера


"Настроение и атмосфера" Использование пейзажа


  Получение любого снимка зависит от многих факторов, поэтому подход к каждой съемке не может быть однозначным. Так, например, если речь идет о съемке на лоне природы с использованием в качестве фона интересного пейзажа, вам следует заранее оценить его возможности с точки зрения заднего и переднего плана, а также положительного или отрицательного влияния на изображение. При этом надо обратить внимание на направление падающего света и формирование теней и решить, как лучше обыграть эти условия, чтобы получить удачный снимок.


  Фотографу, не имеющему практического опыта съемок на природе, довольно трудно определить истинную ценность ландшафта и, в частности, той его части, которая может быть охвачена объективом камеры. Бросить беглый критический взгляд на ландшафт - дело не хитрое. Намного сложнее избежать неправильного вывода о том, что он не подходит для съемок, поскольку не удастся "изолировать" какой-то маленький уголок, который как нельзя более подходит для съемок. В подобной ситуации лучше прибегнуть к помощи видоискателя. Вместо того чтобы осматривать сцену, полагаясь только на глаза, ограничьте поле зрения и посмотрите на нее через объектив. Видоискатель можно заменить рамкой, соорудив ее из больших и указательных пальцев и не обращая внимания на все, что окажется за пределами образованного таким образом прямоугольника.






"Настроение и атмосфера" Использование пейзажа


ФОТОГРАФ:
Рональд Тернер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
70 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/60 c и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Цветущий луг на склоне холма и фермерский домик, примостившийся с подветренной стороны холма на заднем плане, создают неповторимый фон для этого очаровательного портрета детей



"Настроение и атмосфера" Использование пейзажа


Фотограф:
Лльюлин Робинс
камера:
35 мм
объектив:
135 мм
чувствительность ПЛЕНКИ:
ISO 64
Экспозиция:
1/60 с и f/11
освещение:
дневное
<

  Высокая "стена" листвы и бледноокрашенные цветы создают изолированный уютный и таинственный уголок сада. Поскольку листва переднего плана была совсем рядом с объективом, фотограф был уверен в том, что на изображении цветы и листья приобретут мягкие ненавязчивые очертания.



"Настроение и атмосфера" Лицо младенца


  Любой фотограф-портретист скажет вам, что получение хорошего снимка младенца - дело весьма деликатное и требует большой выдержки и терпения. Основная трудность состоит в том, что столь юное существо еще не в состоянии держать равновесие. Это означает, что в любой момент вы должны быть в полной "боевой" готовности, когда камера и источники света только и ждут появления нужного положения и выражения лица. Взяв на себя более активную роль, вы, возможно, дойдете до отчаянной жестикуляции или серии звуковых эффектов в надежде вызвать ответную реакцию юного существа. Но в процессе подобных манипуляций ваше внимание ни на мгновение не должно ослабляться, а глаза не должны отрываться от видоискателя, потому что родившееся "в муках" выражение лица младенца мимолетно.  Что касается практической стороны дела, то лучшие варианты освещения в подобных случаях -дневной свет или непрерывный свет лампы накаливания.


ФОТОГРАФ:
Робин Данс
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
90 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 125
Экспозиция:
1/125 с и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное и прожектор заполняющего света с лампой накаливания (с зонтичным рефлектором)






  Эти снимки, в которых "схвачены" три совершенно разных выражения лица, хорошо рассматривать одновременно. При съемке использовался дневной свет яркого неба с добавлением небольшого количества очень мягкого отраженного света. Все снимки были сделаны с интервалом 30 секунд. Угол зрения среднего телеобъектива оказался достаточно малым, благодаря чему в снимок не попали руки матери, которая находилась совсем рядом и поддерживала малыша.
<



Основным светом при съемке этой серии портретов был дневной свет, лившийся через высокое и широкое окно. Для подсветки лица и плеч добавлен заполняющий свет лампы накаливания. Лампа находилась справа от камеры, а для отражения ее света на ребенка использовался зонтик. Темноокрашенная бумага, использованная в качестве заднего плана, была достаточно далеко от ребенка и большей частью оставалась совершенно неосвещенной.



"Настроение и атмосфера" Мостик между поколениями


  Какого бы возраста ни был ребенок у вас в студии, всегда с ним будет кто-то из взрослых - как правило, это родители или другие члены его семьи.  Надо исходить из того, что в большинстве случаев, по крайней мере сначала, ребенка чем-то "не устроит" непривычное студийное оборудование, и он будет чувствовать себя уверенно, если рядом окажется знакомый человек, на которого "можно положиться". Ваша задача состоит в том, чтобы не дать такому человеку ограничиться ролью пассивного наблюдателя съемки и привлечь его на свою сторону, чтобы он всячески способствовал выполнению ваших просьб - ребенок должен улыбаться, смотреть в заданном направлении, слегка повернуться для улучшения распределения света и тени и т. п.


ФОТОГРАФ:
Анни Кумпс
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
90 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 200
Экспозиция:
1/60 с и f/16
ОСВЕЩЕНИЕ:
2 студийные вспышки с зонтиками




  Оба двойных портрета демонстрируют, насколько удачно может быть перекинут "мостик" между поколениями. Прежде всего фотограф покрыла стол овчиной и установила источники освещения. Затем она попросила бабушку, сопровождавшую малыша, помочь занять ему соответствующее место. После того как бабушка усадила малыша, она невольно потянулась к нему, чтобы поддержать, и, приблизив к нему лицо, "подарила" поцелуй, перед тем как уйти из поля зрения камеры. Фотографу удалось зафиксировать столь непосредственное проявление близости, и она сделала два незапланированных кадра за несколько секунд.
<


"Настроение и атмосфера" Настроение и контраст


  Вы можете полностью изменить "настроение" изображения, меняя контрастность готового отпечатка. Последняя определяется разницей экспозиций для наиболее ярких и покрытых густой тенью участков изображения.  Часто в рекомендациях, в особенности применительно к портретной съемке, говорится о том, что следует избегать чрезмерного контраста и использовать с целью выравнивания экспозиций для различных элементов сцены дополнительный свет или оперативно выставляемые отражатели. Но на самом деле сильно контрастные изображения позволяют создавать неотразимое впечатление, которое "не отпускает" внимание зрителя.
  Высококонтрастные изображения, такие, как представлены здесь, по большей части являются результатом применения источников сильно локализованного освещения, благодаря которым освещаются только отдельные части объекта, Далее, если вы хотите убедиться в том, что не появятся нежелательные тона, сделайте с негатива отпечаток на высококонтрастной фотобумаге, предназначенной для удаления части, а то и всех промежуточных оттенков серого. Бумага разной контрастности - от очень мягкой (№1) до очень контрастной (№ 6) -существует только для черно-белой фотографии, и поэтому, если вы работаете в цвете, то должны убедиться при съемке, что никакой свет не попадает на те части объекта или объектов, которые по вашему замыслу должны оставаться темными.
Маленькие хитрости

  • Используйте высококонтрастную фотобумагу как для негатива со слабым контрастом, чтобы не получить унылый отпечаток, так и для контрастного негатива, чтобы получить более эффектное изображение.

  • Используйте неконтрастную фотобумагу при печати с контрастного негатива, если хотите уменьшить различие между освещенными и затененными при съемке участками или получить отпечаток с важными деталями промежуточных тонов.

  • Изготовители черно-белой фотобумаги по-разному маркируют ее по контрастности: одни используют номера от 0 до 5, другие - от 1 до 6. Существует также универсальная фотобумага, контрастность которой зависит от фильтра, применяемого при печати.


<



ФОТОГРАФ:
Найджел Харпер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
90 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 25
Экспозиция:
1/60 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
студийная вспышка с тубусом


  Высококонтрастное изображение оправдано в случае портретной съемки детей старшего возраста, лица которых свидетельствуют о вполне определенной зрелости. Лицо мальчика с резко выступающими скулами и темными глазами - идеально для такой техники. Для усиления эффекта часть обрамления лица была удалена из снимка при печати.



"Настроение и атмосфера" Настроение и контраст


ФОТОГРАФ:
Найджел Харпер
КАМЕРА:
35 мм ОБяЕКТИВ:
135 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 25
Экспозиция:
1/60 c и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
студийная вспышка со створками


  Хотя и не столь законченное, как на предыдущей странице, это сильноконтрастное изображение привлекает и удерживает ваше внимание. Такой контраст очень эффективен, если используется от случая к случаю. "Злоупотребление" им, как и любой другой фотографической техникой, приводит к снижению впечатления от создаваемого с его помощью изображения.


Распространение света от источника можно контролировать с помощью таких устройств, как створки в виде подвижных щитков (слева) и тубуса, предназначенного для освещения направленным светом только отдельных частей объекта (справа).



"Настроение и атмосфера" Настроение и контраст


ФОТОГРАФ:
Найджел Харпер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
135 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 200
Экспозиция:
1/125 c и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Чтобы получить изображение, насыщенное деталями промежуточных тонов (нюансы серого между совершенно черным и безупречно белым), отпечаток с негзтива нормальной контрастности был сделан на мягкой фотобумаге (№ 2).



"Настроение и атмосфера" Окно как источник света


  В зависимости от размеров и ориентации окна как источник света могут создавать различную освещенность в помещении. Большие окна, сквозь которые можно видеть только яркое небо без солнца, способны предоставить фотографу возможность проводить съемку в "гибких" по освещенности условиях, при которых не возникает никаких проблем, в том числе с передачей настроения и атмосферы. Если окна пропускают яркий прямой солнечный свет, фотограф должен быть осторожен, так как часто это может привести к слишком сильному контрасту. В предельном случае контраст может быть настолько сильным, что к хорошо освещенным и густо затененным участкам кадра не удается подобрать приемлемое сочетание выдержки и диафрагмы.  Тем не менее в фотографии нет каких-либо жестких рекомендаций относительно хорошего и плохого освещения, нет никаких "правильно" и "неправильно", и при желании и соответствующем опыте практически любой вид освещения может сослужить вам хорошую службу.
<



ФОТОГРАФ:
Рональд Тернер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
28 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/60 с и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное и свеча


  Основным источником освещения для этого двойного портрета был ряд больших окон, расположенных напротив дверного проема, у которого стояли две девочки. Настроение, создаваемое теплыми тонами благодаря естественному свету второй половины дня, было усилено горящей свечой, которую держит младшая девочка. Хотя свет свечи никак не мог повлиять на экспозицию, даваемая им окраска проявилась в теплых оранжевых тонах на пленке, предназначенной для съемок при дневном освещении.



"Настроение и атмосфера" Окно как источник света


ФОТОГРАФ:
Рональд Тернер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
80 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/1000 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Большие окна, смотрящие в солнечное небо, часто считаются неподходящим для съемок источником света. Конечно, получаемое таким образом освещение заметно отличается от того, которое дает непрямой солнечный свет, прошедший через окна. Однако, как видно из приведенного снимка, любой свет, если его использовать должным образом, может оказаться большим подспорьем для достижения хорошего изобразительного результата. На снимке очень яркий прямой солнечный свет, слегка рассеянный сетчатой занавеской, льется через занимающие всю ширину снимка окна. Две ближайшие к окнам фигуры кажутся фактически как бы "растворенными" в интенсивном свете, в то время как изображение фигуры на переднем плане, хотя и слегка переэкспонированное, все пронизано светом и хорошо передает классическую балетную позу.



"Настроение и атмосфера" Окно как источник света


ФОТОГРАФ:
Рональд Тернер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
90 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/125 c и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Мягкий естественный свет от слегка подернутого облаками неба был единственным источником освещения для этого снимка - идеального по изображению юного существа. Для получения еще более мягкого света, обеспечивающего нужное соотношение между светлыми и затененными участками, дневной свет дополнительно рассеивался полупрозрачной занавеской.
<


"Настроение и атмосфера" Окно как источник света


ФОТОГРАФ:
Рональд Тернер
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
50 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 100
Экспозиция:
1/125 с и f/2,8
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Этот снимок иллюстрирует тот факт, что для получения первоклассного изображения не обязательно иметь просторную студию и дорогостоящее осветительное оборудование. Как видно из снимка, полученного со всего кадра (слева внизу), падающий через окно свет рассеивается тонкой сетчатой занавеской. Задник сделан из кружева. Благодаря расположению объекта вблизи границ кадра снимок только выигрывает.



"Настроение и атмосфера" Неблагоприятная погода


  Когда небо "грозит" дождем, или воздух насыщен влагой и земля окутана дымкой или туманом, а видимость ухудшается, большинство фотографов упаковывают свои камеры или переключаются на съемки в студии. Однако иногда именно такие скверные погодные условия могут способствовать созданию необычных изображений.  Высокочувствительные пленки и объективы с большой светосилой позволяют работать в любых условиях, кроме тех, разумеется, когда света фактически нет. Если же идет дождь, вам нужно проявить предусмотрительность, чтобы уберечь свое снаряжение: достаточно пластикового чехла, в котором имеется отверстие с козырьком для объектива. Если пластик мягкий, у вас по-прежнему остается возможность воспринимать наощупь все "рычаги управления" камерой и объективом.


ФОТОГРАФ:
Тим Ридли
КАМЕРА:
6 х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
150 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 800
Экспозиция:
1/30 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  В дождливый день в курортном городке Англии фотографу казалось, что все надежды сделать хороший снимок рухнули, пока ее взгляд не упал на этого мальчика, уныло смотрящего на быстроисчезающий горизонт. Наряду с удивительным выражением лица мальчика, фотографа поразила парадоксальность ситуации - укутанный с головы до пят в непромокаемый плащ и капюшон мальчик сидел... в шезлонге!
<


"Настроение и атмосфера" Неблагоприятная погода


ФОТОГРАФ:
Линда Соул
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
80 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 400
Экспозиция:
1/30 с и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Это превосходно прочувствованное и выполненное изображение не могло быть запланировано заранее. В тот день погода была просто ужасной, и казалось бессмысленным вынимать камеру. Но следуя старой заповеди - надежда умирает последней, фотограф был вознагражден, когда вынул камеру, определил общую экспозицию, слегка сместился в сторону, чтобы мальчик оказался между стволами деревьев, и плавно спустил механизм затвора, чтобы избежать резкого неприятного звука.


Проблемы с определением экспозиции

  • Во время плохой погоды определение экспозиции может вызвать трудности. При наличии дымки или тумана взвешенные частички влаги отражают свет, создается впечатление, что объект освещен достаточно, а это не так. Если правильная экспозиция для объекта съемки важнее, чем для съемки общей картины, определите экспозицию по наиболее важной части объекта, приблизившись к нему, как для съемки крупным планом. Если это невозможно, определите экспозицию для всей сцены, а затем увеличьте ее на одну или две ступени, чтобы избежать недодержки.





"Настроение и атмосфера" Глубина резкости


  Глубина резко изображаемого пространства имеет переднюю и заднюю границы по отношению к точке, на которую производится наводка на резкость, и зависит от выбранной диафрагмы, фокусного расстояния объектива и расстояния между объектом и камерой. В зависимости от желаемого эффекта, вы можете показать окружение вашего объекта от мягкого с неясными очертаниями, до очень резкого с множеством хорошо различимых деталей. Чем больше деталей окружения можно будет различить, тем более тщательно должна быть продумана композиция снимка, чтобы выполнялся главный принцип - все внимание объекту. В каких-то случаях вам захочется, чтобы передний или задний план не участвовал в изображении, например, при простом окружении, которое не в состоянии что-то привнести в снимок. В других случаях, однако, и тот и другой план могут стать существенной частью того, о чем собирается "поведать" нам ваша сцена, придав объекту или объектам соответствующий контекст.
<



ФОТОГРАФ:
Мэйкен Круз
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
135 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 200
Экспозиция:
1/125 c и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное




  Первый снимок: бледно- зеленый травянистый фон для портрета не мог оживить общую композицию, и фотограф решила использовать малую глубину резкости, чтобы показать фон как единое цветовое пятно и ничего более.  Второй снимок: хотя объектив и экспозиция те же, что в предыдущем случае, но задний план был настолько близко к объекту, что при выбранной глубине резкости и тот и другой воспроизведены одинаково отчетливо.


Что определяет глубину резкости

  • Диафрагма: чем она меньше, тем больше глубина.

  • Фокусное расстояние: чем оно меньше, тем больше глубина резкости при данной диафрагме.

  • Расстояние объектив - камера: чем оно больше, тем больше глубина резкости при данном фокусном расстоянии или данной диафрагме.





"Настроение и атмосфера" Глубина резкости


ФОТОГРАФ:
Питер Миллард
КАМЕРА:
6 х 4,5 см
ОБяЕКТИВ:
180 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/250 c и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Чем больше фокусное расстояние и диафрагма, тем меньше глубина резко изображаемого пространства. Чтобы на этом портрете изолировать объект от окружения, фотограф полностью открыл диафрагму, но сначала убедился, что фон достаточно удален от объекта.



"Настроение и атмосфера" Глубина резкости


ФОТОГРАФ:
Линда Соул
КАМЕРА:
6х6 см
ОБяЕКТИВ:
80 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 125
Экспозиция:
1/125 c и f/4
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное


  Интересный по содержанию и технике исполнения портрет. Фотограф использовала глубину резкости, чтобы сохранить равновесие между четким изображением объектов и достаточно четким изображением заднего плана, несущего определенную смысловую нагрузку.



"Настроение и атмосфера" Глубина резкости


ФОТОГРАФ:
Линда Соул
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
35 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 400
Экспозиция:
1/250 c и f/11
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное
<



  Средний широкоугольный объектив в сочетании с небольшой диафрагмой позволил фотографу получить четкое изображение очень жизненной сценки уличной торговли, включая ближайший передний план и уходящий далеко вглубь задний план.


Нейтральный светофильтр

  • Очень малая глубина резко изображаемого пространства может привести к нереальной экспозиции. Например, чтобы полностью вывести задний план из фокуса, может понадобиться максимально возможная при данном объективе диафрагма, определяемая, скажем, диафрагменным числом 1,2. В случае ярко освещенной сцены это может привести к выдержке, например 1/2000 секунды или еще меньше. Если минимальная выдержка, которую позволяет использовать ваша камера, составляет 1/1000 секунды, сцена будет на одну ступень переэкспонирована. Чтобы разрешить эту проблему, можно использовать нейтральный (серый) светофильтр. Такие фильтры различной плотности могут использовать как с черно-белой, так и с цветной пленкой, поскольку они одинаково ослабляют составляющие света всех длин волн.





"Настроение и атмосфера" Вспышка и дневной свет


  На открытом воздухе вспышка используется, как правило, тогда, когда естественный свет дает недостаточную освещенность сцены и требуется общее усиление освещенности. При этом следует иметь в виду, что зона действия вспышки на открытом воздухе существенно меньше, чем в помещении, из-за отсутствия поверхностей типа стен или потолков, способных "задержать" свет и отразить его на объект.  Однако вспышку можно использовать и для создания различных световых эффектов даже в солнечные дни. Например, яркий прямо направленный солнечный свет может оказаться неудобным для съемки, так как обращенные к солнцу поверхности будут создавать слишком сильный контраст со смежными затененными участками. В подобной ситуации вспышка может быть применена для добавления света к теневым участкам и получения такого уровня освещенности, при котором можно проводить съемку с той же экспозицией, что и для хорошо освещенных участков.

  Вспышка может использоваться, если вы хотите сохранить мягкое освещение фона, передающее хорошее настроение, но при этом не хотите получить только силуэт объекта, затененного со стороны камеры.
<



ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинc
КАМЕРА:
6х6 см
ОБяЕКТИВ:
150 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКА
ISO 100
Экспозиция:
1/60 с и f/8
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное и вспомогательная вспышка с отражающим зонтиком


  Естественный свет освещал мальчика только сзади, поэтому съемка с экспозицией всей сцены привела бы к его изображению в виде силуэта, лишенного каких-либо характерных особенностей. Внимание фотографа привлекло нечто вроде туннеля в лесистой местности, освещенного мягким, отфильтрованным листвой светом. Но надо было решить вопрос о том, как сохранить все преимущества такого освещения и не нарушить создаваемое им настроение и в то же время получить портрет хорошо освещенного объекта. Фотограф решил воспользоваться отраженным светом вспомогательной вспышки, оснащенной зонтиком, и в результате к мягкому естественному дневному свету добавился тоже мягкий отраженный свет вспышки.



"Настроение и атмосфера" Вспышка и дневной свет


ФОТОГРАФ:
Лльюлин Робинc
КАМЕРА:
35 мм
ОБяЕКТИВ:
105 мм
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПЛЕНКИ:
ISO 50
Экспозиция:
1/125 c и f/5,6
ОСВЕЩЕНИЕ:
дневное и рассеянный свет вспомогательной вспышки


  Для съемки девочек, стоящих на лесистой дорожке большого парка под ясным безоблачным небом, требовалась экспозиция, существенно отличная от экспозиции для залитой солнцем площадки за девочками. Измеренные значения составляли: 1/60 секунды при f/4 для девочек, 1/125 секунды при f/11 для площадки. Фотограф направил на девочек свет вспышки, ослабленный и предварительно рассеянный тонкой белой тканью, при этом мощность вспышки была использована на три четверти. Таким образом удалось получить "компромиссную" экспозицию, достаточно хорошо воспроизвести детали и создать "ощущение" местности, хотя задний план оказался снятым с небольшой передержкой.


 ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ  ДАЛЬШЕ 
Содержание раздела